Выставка в ЦДХ
26 апреля 2017
Живая живопись
Для Аси Феоктистовой это словосочетание не просто метафора. Это кредо художника, который даже самые «тихие» жанры, как натюрморт или пейзаж, способен превратить в «экспрессивное клокотанье красочной стихии», как выразился известный арт-критик и поэт Вильям Мейланд. На юбилейной выставке Аси ее предельно честная манера живописания материализуется – герои холстов оживут. Гости вернисажа встретятся с моделями, запечатленными на холстах: девушкой с золотой арфой, кормящей матерью с младенцем, хозяином «горячей виолончели», даже с пернатыми картины «Птичий двор».
#50КАРТИН – 50 попыток говорить честно на самые разные темы, будь то человеческая натура или психология толпы, восприятие природы (морских пейжазей Крыма, подмосковных закатов, городского неба), окружающего быта (прекрасных цветов, сочных фруктов на столе, моющейся посуды) или отношения (между мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, отцом и сыном, музыкантом и инструментом). Кстати, семейная тема занимает особое место в творчестве Феоктистовой, ведь у нее самой пятеро детей. Словом, это разговор о жизни, и как сама жизнь, он непредсказуемый и эмоциональный.
#КРУПНЫЙФОРМАТ – 3х2 метра. Ася любит писать широко, с размахом, это касается не только манеры, но и формата. Холсты-гиганты преобразуют привычное «сквозное» пространство – зал №5 на 2-м этаже ЦДХ, через который зрители обычно пробегают по пути в другие залы, – в неожиданный сад живописи – Стоунхендж из монументальных полотен. Впрочем, нестандартную архитектуру экспозиции дополнят и более камерные вещи, в том числе графика.
#ТРОГАТЬМОЖНО – Долой средневековые музейные запреты: на выставке Феоктистовой живопись можно почувствовать руками. «Главенствуют в картинах только движение красок и добываемый с их помощью свет. Если бы не опасение излишней пафосности, то слово «свет» впору писать с большой буквы», – отмечает Мейланд, говоря о творчестве Аси. И этот свет, движение красок можно ощутить тактильно.

Творчество Аси Феоктистовой существует в пространстве, именуемом некоторыми исследователями эпохой «четвертой культуры», в которой все явственнее сегодня роль иррационального, интуитивного, спонтанного. Искать истоки, сравнения, аналогии в живописи Аси – занятие неблагодарное, ибо новое искусство суммирует, сопоставляет и оценивает предшественников в едином надысторическом контексте. Наше знание относительно: «Наш разум не в состоянии вместить истину, лишь наше сердце может ее чувствовать»… Это интуитивное знание, непосредственное изначальное знание, неизмеримо тоньше и точнее того, что делает интеллект, – космическое прозрение, которое и создает некую сферу неповторимого мира этого художника.
Творчество Аси – это своеобразный дзен: погружение в суть человеческого бытия путем познания собственной истинной природы. Ее работы трудно анализировать. Можно, конечно, говорить о композиции, рисунке, цвете. Но то, как произведение сделано, – не главное, равно как не важно совершенство воплощенного художественного плана. Гораздо важнее познание возможностей, таящихся в самом процессе, когда рука уводит, ведет и рождает то, что продиктовано некой сущностью, данной свыше. Это всегда озарение, и оно не знает частей и деталей. Оно приводит к парадоксальным и неожиданным движениям, в нарушение всех правил и канонов. Но это обращение с нормами и правилами – на грани риска, и есть та зона, где возникают и развиваются животворные элементы искусства.
Она любит большие форматы. Ее погружения в огромные пространства холста, кажется, призваны вместить миллионы нитей, связующих все живое и живущее, и наделить этой духовностью все, по неведению нашему, относящееся к неодушевленному. Для нее весь мир одушевлен, отсюда темы: «Несказанные слова обиженного мандарина», «Любовь кувшина к руке»… Ее творчество направлено на передачу нематериальных явлений, таких, скажем, как «пространство любви», «пространство отчаяния», «пространство немыслимой нежности».
Хотя ее картины в основе фигуративны, главной темой становятся не сами фигуры и предметы, которые, к слову сказать, она пишет с натуры, а красочные стихии, где сама красочная материя возводится в наивысшую реальность. Ее работы решены с мужским размахом, могучей лепкой, мощными цветовыми потоками, завораживающими своим причудливым и непредсказуемым течением в пространствах холста. Это материализация той основы, что заложена в бесконечной памяти мира.
Еще одна стихия, правящая ее творчеством, – свет. Не столько в реальном, сколько в метафорическом его значении. Для Аси свет – а точнее, его визуализация – становится буквальной темой работ. Вселенский свет в «Синем солнце», светящиеся тела ее обнаженных, свет нежности и любви в работе «Отец». Это воплощение – через тепло ее рук, прикосновений к холсту, движений по поверхности. Свет, исходящий от изображенных объектов, отраженный свет их взаимоотношений. Его могут излучать контуры предметов, фигуры. Он может быть насыщен цветом, а может быть прозрачным, в одно касание кисти, и пронизывать свободные от изображений пространства холста. Поводом для него может быть праздничный стол («Праздник»), «Моющаяся посуда», «Морская раковина», но истинный смысл – в том просветлении, к которому стремится человек во имя реализации своих способностей любить и быть счастливым.
Путь эволюции творчества Аси – это путь постоянных вибраций ее души, умеющей слушать и слышать мир и обращенной к небу. Что бы ни писала она: сюжетные ли композиции, портреты, цветы, фрукты, – все изображенное в ее полотнах лишено бытового, повседневного измерения. Они не о быте – о Бытии, о неодномерности мира и единстве всего сущего.

Любовь Яхонтова
искусствовед, член Союза художников
Photocredits: Unsplash, John Ragai
Video: Arzu Aslanov
All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.